Нет товаров
Представители российских и зарубежных питомников, выращивающих деревья, хвойные и декоративные кустарники, в течение трех дней конференции обсуждали ситуацию, в которой находится отрасль.
Выступления ведущих западных питомников еще раз подчеркнули, как много нам еще надо работать и вливать финансы в производство, чтобы достичь их уровня. Ассоциация Производителей Посадочного Материала призвана ускорить этот процесс. Обмен опытом, очерчивание проблем и поиск их решений – главные цели конференций АППМ.
Сложным и конфликтным стал вопрос нормативной базы. Выступление Татьяны Александровны Грачевой от ФГУ «Россельсхозцентр» вызвало много вопросов из зала. Итогом этого диалога стали взаимные обвинения в нежелании идти на компромисс и взаимодействие. Прийти к какому-нибудь конструктивному предложению в этот раз не удалось. Однако и в подобном накаливании ситуации есть положительный эффект: оно подталкивает обе стороны к интенсивному поиску решения.
Докладчикам было предложено выбрать какую-нибудь одну проблему для выступления. Безматерных Александр Владимирович («Цветочный город») сконцентрировал внимание на производстве травянистых многолетников. Александр сообщил, что многолетники составляют 10-15% продажи посадочного материала в России. Но нашего родного материала их них лишь десятая часть. Продажа многолетников в России приносит 40-50 млн. рублей, соответственно российские имеют только 4-5 млн. Спрос на многолетники огромен и постоянно растет.
Ирина Алексеевна Савватеева («Питомник Савватеевых») представила обзор по производству деревьев. Объектом анализа стали 50 питомников-членов АППМ. 41 питомник выращивает деревья, 25 из них не имеют достаточной для этого площади (более 10 га). У оставшихся 16 имеется широкая линейка производимого материала, и аллейные деревья занимают в ней малое место. Таким образом, этот нужный для озеленения сегмент не достаточно разрабатывается российскими питомниками. Все стараются выращивать материал, не требующий особого ухода и площадей. Именно тенденция снижения трудоемкости лежит в основе сильного увеличения доли привозных контейнерных в России. Формовка, прививка, подвязка и пр. обязательные этапы для выращивания деревьев в поле требуют и материальных, и физических затрат, влияющих на себестоимость товара.
Наши производители выбирают оснащение и технику по принципу «без чего не обойтись», а у европейцев питомниководство давно высокотехнологичное производство. Презентации фирм, торгующих спецтехникой, и подробные доклады западных питомников в очередной доказали, что техническое оснащение необходимо для успешного бизнеса. Пьеро Вандепутте представлял семейный бельгийский питомник “Vandeputte”, существующий 45 лет. Компания занимается очень хлопотным направлением – черенкованием. Под одну материнскую плантацию выделена площадь 12 га. На каждом этапе производства эта процветающая компания использует новейшую технику. Доклад Япа фон Зеттена («Zet-Plant», Голландия) можно озаглавить «Занимательная математика питомниководства». Яп свел все операции до человека часа. Например, борьба с вредителями имеет формулу: 1 рабочий/ 1 день/ 1 га. Успешное выполнение плана, конечно же, обеспечивает техника.
Свои обсуждения участники конференции продолжали и вне официальной части. Торжественный банкет, обеды и кофе-паузы позволяли им общаться в частном порядке.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ИРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ САВВАТЕЕВОЙ можно скачать здесь.