Материалы
для скачивания
СКАЧАТЬ
ПРАЙС-ЛИСТ
Android
приложение
Как купить
Контакты
Время работы
Публикации

  Газета
  Наши советы
  В мире растений
  Зеленая жизнь
  Интересные заметки о растениях
  О питомниководстве
  Учеба
  Пресса
  Среда обитания
  Видео
Вход в личный кабинет


Размер шрифта: А А А А

Бег по кругу, или...


Бег по кругу, или зачем россельхознадзор требует карантинные сертификаты на то, на что они никогда не требовались... и наоборот

Мы уже не раз писали о том, что живем в стране чудес... Во всем, что касается контрольно-разрешительной активности... Особенно ярко проявляется это в последние два года в «волшебствах», связанных с исполнением поручений, даваемых Правительство... Каким-то чудесным образом они извращаются так, что в итоге не только не достигают первоначальной цели – устранения перечисленных в них барьеров, а как раз наоборот – выходят на прямо противоположный результат. А заодно полностью ликвидируют остатки смысла во всем происходящем.

Ярким примером тому служит детективная история с отменой внутренних карантинных сертификатов. Точнее, тот вариант их трактовки, который последние полгода усиленно навязывают некоторые инспекторы Россельхознадзора... Он противоречит не только здравому смыслу или международной практике, но и поставленной Правительством задаче и, к тому же, является весьма затратным для всех отечественных товаропроизводителей...

РАССМОТРИМ, ЧТО ЖЕ МЫ ИМЕЕМ ЗДЕСЬ НА САМОМ ДЕЛЕ

1. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ (ст. 38) в текст Федерального закона «О карантине растений» от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ были внесены весьма существенные и давно напрашивавшиеся изменения. Однако неожиданно оказалось, что при большом желании возможны и весьма тенденциозные варианты толкования соответствующих правовых норм. На основе этих вариантов отдельные должностные лица Россельхознадзора буквально на наших глазах формируют и активно внедряют практику правоприменения, полностью противоречащую первоначальному смыслу и истории появления поручения Правительства, на основании которого вносились поправки.

Так, ранее сопровождения фитосанитарным или карантинным сертификатом требовали «ввоз на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции» (ст. 9 ФЗ-99 в ранее действовавшей редакции). Этой формулировке вполне соответствовала сложившаяся на ее основе практика: данное требование относилось только к импортной подкарантинной продукции, ввезенной на территорию РФ. Для отечественной продукции, как и везде в мире, карантинный сертификат был нужен только при вывозе из карантинной фитосанитарной зоны.

2. Июльскими поправками законодатель сформулировал редакцию абз. первого ст. 8 Федерального закона следующим образом: «Ввоз в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз из карантинных фитосанитарных зон и перевозки подкарантинной продукции..., произведенной на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если на такую подкарантинную продукцию ...имеется ...карантинный сертификат...».
Поправки, призванные устранить явно избыточные и неоправданные ограничения – а именно исключение из текста ст. 8 упоминания о «ввозе» и одновременное включение в нее упоминания только о подкарантинной продукции, «произведенной на территории Российской Федерации» – привело к неожиданному для авторов законопроекта (Правительство РФ!) эффекту. Так, например, заместитель начальника отдела карантина растений Управления фитосанитарного контроля, безопасности и качества зерна Россельхознадзора Н.Н.Соловьева, выступая перед участниками выставки «Цветы – 2011» заявила, что по ее мнению отныне статья 8 Федерального закона требует, чтобы вся отечественная продукция, без каких-либо исключений, при ввозе в другой субъект Российской Федерации (как в «свободную от карантинных объектов зону») сопровождалась карантинным сертификатом. При этом все сотрудники Федеральной службы дружно молчат о том, что «правил и норм», в соответствии с которыми это требование только и может предъявляться, пока не существует.

3. Совершенно очевидно, что данное толкование является крайне тенденциозным и не соответствует действующему законодательству Российской Федерации о карантине растений.
В соответствии с правовой нормой абз. первого ст. 8 Федерального закона в редакции, действующей с 1 августа 2011 г., ввоз в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз из карантинных фитосанитарных зон и перевозки подкарантинной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, могут требовать разрешения, для получения которого действительно необходим карантинный сертификат. Однако не во всех возможных случаях, как утверждают заинтересованные должностные лица, а только как исключение: «в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений».
Таким образом, для предъявления в любом конкретном случае требований о наличии на отечественную подкарантинную продукцию карантинного сертификата мало желания сотрудников Россельхознадзора. Необходимо еще, чтобы «данный случай» был предусмотрен правилами и нормами карантина растений.

4. Некоторые должностные лица Россельхознадзора утверждают, что любые положения любых подзаконных актов в сфере карантина растений как раз и являются теми «правилами и нормами», которые столь же обязательны для исполнения, как и требования самого Федерального закона.
Это утверждение прямо противоречит конституционно-правовому смыслу обсуждаемого понятия, выявленному Конституционным судом РФ в Постановлении от 3 февраля 2005 г № 2–П. Конституционный суд заявил, что сама ссылка на «правила и нормы карантина растений» является прямой нормой федерального закона и предполагает, что соответствующие правила и нормы также должны быть закреплены федеральным законом. В соответствии с требованиями ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, установление правил и норм карантина растений – в той мере, в которой они могут затрагивать конституционные права граждан – может допускаться только в форме принятия федерального закона (п. 4 Постановления).
Статьей 4 Федерального закона «разработка и утверждение правил и норм обеспечения карантина растений» отнесены к полномочиям Российской Федерации. На основании подп. 5.2.25(25) Положения о Министерстве сельского хозяйства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 принятие правил и норм обеспечения защиты и карантина растений (до принятия соответствующих технических регламентов) отнесено к полномочиям Минсельхоза России. Однако в тексте таких правил и норм не могут содержаться самостоятельные правовые нормы, затрагивающие конституционные права граждан, а могут быть лишь конкретизированы и уточнены положения, предусмотренные Федеральным законом.
В настоящее время единственный документ в рассматриваемой сфере – Правила обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании, утвержденные приказом Минсельхоза России от 29 декабря 2010 г. № 456. Правила затрагивают только вопросы, связанные с импортной подкарантинной продукцией, не содержат и не могут содержать требований к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, корреспондирующих ст. 8 Федерального закона.

5. Согласно ст. 8 Федерального закона, вывоз подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны «разрешается, если на продукцию имеется карантинный сертификат», не в «общем случае», а только в случаях, предусмотренных правилами и нормами карантина растений. Именно это дает Россельхознадзору основания игнорировать упоминание «правил и норм» в ст. 8. В противном случае, по их мнению, вывоз продукции из карантинной фитосанитарной зоны окажется свободным, что абсурдно.

Это утверждение противоречит закону. Если перевозки отечественной подкарантинной продукции и ее ввоз в свободные от карантинных объектов зоны в силу ст. 8 осуществляются без ограничений, если иное не предусмотрено «правилами и нормами», то процедура вывоза продукции из карантинной фитосанитарной зоны регламентируется не общими положениями Федерального закона, а особенностями конкретного карантинного фитосанитарного режима, установленного в соответствующей зоне. В условиях действия такого режима вывоз продукции может быть не только ограничен, но и полностью запрещен (ст. 6).
Вывод. Из карантинной фитосанитарной зоны по общему правилу ничего вывозить нельзя. Как исключение – можно, но только на основании специального разрешения, для которого и необходим карантинный сертификат. Из любой другой точки на территории Российской Федерации можно вывозить все что угодно и куда угодно без всяких разрешений (иное как раз и было бы ущемлением конституционных прав), за исключением тех случаев, которые могут быть предусмотрены правилами и нормами карантина растений. То есть (см. Постановление Конституционного Суда) Федеральным законом. И ничем иным!

6. Обязательный карантинный фитосанитарный контроль осуществляется только на границе – в пограничных пунктах пропуска и на складах временного хранения. На этом еще раз 9 февраля текущего года акцентировал внимание М.Ю.Гниненко, начальник Управления фитосанитарного надзора Федеральной службы, на конференции Ассоциации производителей посадочного материала. Авторы его специально об этом спросили...

Таможенные границы Российской Федерации сегодня шире, чем собственно территория государства. Поэтому в настоящее время сопровождение сертификатом партии подкарантинной продукции является необходимым только в случае, когда такая продукция произведена на территории Таможенного союза, но за пределами Российской Федерации. Поскольку такая продукция с точки зрения пограничного и таможенного контроля (включая фитосанитарный контроль) оказывается «внутренней» и возможность ее обязательного контроля исключена, естественно, что при перевозках по территории стран Таможенного союза она должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом установленного образца, выдаваемым уполномоченным органом государства места отправления и действующим в течение 30 календарных дней с момента выдачи (п. 3.2. Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г № 318).
Таким образом, в соответствии с ныне действующим законодательством, сопровождение карантинным сертификатом партии подкарантинной продукции, произведенной на территории Российской Федерации вне законно установленной карантинной фитосанитарной зоны, в настоящее время, как и раньше, не требуется.
В качестве резюме совет: не стоит стараться дискредитировать Правительство Российской Федерации и лично Путина Владимира Владимировича (распоряжения подписывал он!) перед предпринимательским сообществом, полностью извращая смысл даваемых ими поручений...

Автор: Владислав Корочкин, президент Евразийского Союза Семеноводов, вице-президент ОПОРЫ РОССИИ
Кирилл Всеволожский, главный консультант бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей ОПОРЫ РОССИИ
Журнал «Настоящий хозяин»