Материалы
для скачивания
СКАЧАТЬ
ПРАЙС-ЛИСТ
Android
приложение
Как купить
Контакты
Время работы
Публикации

  Газета
  Наши советы
  В мире растений
  Зеленая жизнь
  Интересные заметки о растениях
  О питомниководстве
  Учеба
  Пресса
  Среда обитания
  Видео
Вход в личный кабинет


Размер шрифта: А А А А

Будем сажать иноземцев


Зарубежные производители посадочного материала захватывают российский рынок

Андрей Евпланов

"Российская Бизнес-газета" №797 (15)
26.04.2011, 00:42

Посадка еле живых, кривых и больных саженцев - российское ноу-хау. Фото: Васенин Виктор
Посадка еле живых, кривых и больных саженцев - российское ноу-хау. Фото: Васенин Виктор

Машины с саженцами в российских городах такие же предвестники весны, как грачи или подснежники. Тысячи представителей питомников везут свою продукцию дачникам и садоводам, и те ее охотно раскупают, мало задумываясь над ее происхождением. О том, что происходит на рынке саженцев, каковы его особенности и перспективы, "РБГ" беседует с членом правления Ассоциации посадочного материала Ириной Савватеевой.

- Каков объем рынка посадочного материала в России и как он развивается?

- По экспертным оценкам, объем российского рынка посадочного материала для открытого грунта (без однолетников, срезки, луковичных и комнатных растений) составил в прошлом году около миллиарда евро в ценах продаж.

Рынок достаточно активно восстанавливался после кризиса. В 2010 году рост продаж по сравнению с предыдущим годом составил 30%. Эксперты прогнозируют, что в этом году рынок поднимется еще на 20-30% и достигнет показателей предкризисного 2008 года.

Высокий спрос на посадочный материал определялся тремя основными факторами: бурным ростом коттеджного домостроения, модой на декоративные растения на дачных участках и наметившимися тенденциями на рынке городского озеленения.

Доля отечественного посадочного материала на рынке растений для открытого грунта составила в прошлом году, по экспертным оценкам, не более 5-10 %

Последний фактор до сих пор не очень заметно сказывался на показателях в целом, так как в российских традициях городского озеленения предпочтение стабильно отдавалось не многолетним деревьям и кустарникам, а однолетним цветам и луковичным. Что касается деревьев, то тут для города главное не качество, а низкие закупочные цены.

В результате в городах сплошь и рядом высаживаются растения, выкопанные из лесов и лесополос - еле живые, хилые, кривые, больные, плохо переносящие пересадку. Это чисто российское ноу-хау. Ни в одной цивилизованной стране не может быть такого.

Европейские древесные питомники в среднем 60-70% своей продукции реализуют муниципалитетам для городского озеленения. Российские же древесно-кустарниковые питомники продают для городского озеленения не более 5-7% своей продукции.

Сложности с работой на городское озеленение не ограничиваются запредельно низкими закупочными ценами. Ситуация серьезно усугубляется практикой неплатежей и "откатов". За последние годы многие питомники декоративных растений, которые так или иначе сотрудничали с городскими властями, отказались от работы в этом сегменте рынка.

- И что, нет никаких перемен к лучшему?

- В прошлом году наметилась некая тенденция, я бы сказала "веяние". Город стал интересоваться закупкой качественного посадочного материала. Как правило, такой материал запрашивается для озеленения центральных улиц, вилл губернаторов, домов приемов и других статусных объектов. Но это скорее единичные случаи, чем массовое явление. Бурный рост рынка происходит по-прежнему за счет продаж в частном секторе.

На устоявшихся европейских рынках, как правило, выстраивается отлаженная цепочка. Питомник производит продукцию и продает ее оптовым покупателям: муниципалитетам, садовым центрам, другим питомникам, ландшафтным фирмам. До розничного же покупателя продукция доходит чаще всего двумя способами - через садовые центры и ландшафтные фирмы.

В России же подавляющее большинство питомников работает на розницу. Объяснений тому несколько. У нас вообще очень мало питомников-производителей, а существующие производители в большинстве своем не дозрели до практики специализации и стараются производить все - от цветов до крупномеров. В силу этих причин объем продаж между питомниками ничтожно мал.

- Кто у нас занимается торговлей посадочным материалом?

- Есть сетевая торговля растениями через супермаркеты типа "ОБИ" и "Касторама". Есть придорожная торговля на открытых площадках или в небольших крытых помещениях. В Москве есть достаточно успешные торговые площадки "Медра", "Европарк", "Пайер +" и некоторые другие. Но все эти проекты очень далеки от мощных европейских садовых центров, сочетающих в себе огромные открытые и закрытые торговые площади, а также развитую инфраструктуру - обширные парковки, кафе, рестораны, демонстрационные сады... По сути, в России продажа декоративных растений - последний сегмент в торговле, не охваченный системой мощного современного ритейла.

Возможно, ситуация будет сильно меняться в ближайшее время. Ряд игроков на рынке сделали в прошедшем году серьезные заявки на создание крупных садовых центров. На Новорижском шоссе закладывается на 10 га садовый центр "Империал Гарден". На Новорязанском в этом году открылся садовый центр на двух гектарах с торговым павильоном площадью 1,5 тыс. квадратных метра. Компания "Хомгарт", построившая этот садовый центр, планирует открытие еще трех аналогичных садовых центров на Киевском, Ленинградском и Ярославском шоссе.

- Откуда саженцы попадают на наш рынок?

- Доля отечественного посадочного материала на рынке растений для открытого грунта составила в прошлом году, по экспертным оценкам, не более 5-10%.

Около 15 тысяч фур с деревьями и кустарниками пересекли в прошлом году границы Российской Федерации. Из них 5 тысяч фур были завезены для продажи в сетях "ОБИ", "Касторама" и др. Оставшиеся 10 тысяч завозили торговые предприятия и питомники, ландшафтные дизайнеры и даже отдельные потребители - крупные состоятельные фирмы для собственных нужд. Посадочный материал стекается в Россию из Польши и Германии, Голландии и Бельгии, Венгрии и Чехии. И даже Турция с Италией активно стали осваивать российский рынок посадочного материала.

Иностранные производители очень профессионально и агрессивно захватывают российский рынок. Они активно работают на всех крупных российских выставках. Они беззастенчиво заваливают московские сетевые магазины красивой, но абсолютно не жизнеспособной в российском климате продукцией - кедрами ливанскими, туями восточными и другими диковинками. Для них установлено быстрое и безболезненное пересечение границы.

- Наши производители ведь тоже присутствуют на рынке?

- Главная проблема не в том, что конкуренты сильны, а в том, что российские производители пока очень слабы. В России работает около 350 питомников. Это ничтожно малая цифра. К примеру, в таких странах, как Голландия, Бельгия, Германия, - по 5000 питомников в каждой стране. Интересен опыт Польши. Там за последние 15 лет количество питомников выросло с 450 до 3000. Причем поднимались польские питомники преимущественно за счет продаж в Россию. По оценкам специалистов, в России с ее обширными территориями и разнообразием климатических условий спокойно могут работать порядка 10 000 питомников.

- Почему же они не работают?

- Главная причина - отсутствие доступа к инвестиционным ресурсами и современным технологиям.

Чтобы выращивать недорогой посадочный материал высокого качества, не достаточно опираться на гастарбайтеров с тяпками в руках. Нужны грамотные специалисты, нужна дорогостоящая специализированная техника и оборудование, нужен опыт в применении современных технологий. Питомниководство - отрасль чрезвычайно капиталоемкая, требующая максимальной концентрации материальных ресурсов на единицу площади. К тому же отрасль с длительным сроком окупаемости. Например, закладка современного древесного питомника требует не менее 5 000 000 евро. Возврат при правильной организации бизнеса - лет через 10.

Для российских питомников ситуация усугубляется практически полным отсутствием на отечественном рынке оборудования, сырья и материалов для питомниководства. А также низким уровнем подготовки кадров для отрасли, совершенно не отвечающих мировым тенденциям.

На нашем рынке есть игроки, вполне способные конкурировать с западными производителями, но без поддержки со стороны государства им приходится очень трудно.