Материалы
для скачивания
СКАЧАТЬ
ПРАЙС-ЛИСТ
Android
приложение
Как купить
Контакты
Время работы
В мире растений

  Газета
  Наши советы
  В мире растений
  Зеленая жизнь
  Интересные заметки о растениях
  О питомниководстве
  Учеба
  Пресса
  Среда обитания
  Видео
Вход в личный кабинет


Размер шрифта: А А А А

Дворянское гнездо


…Когда-то здесь стояла дворянская усадьба. Нынче же лишь вековые дубы, единственные свидетели былого величия, хранят дух старинного заброшенного поместья. Благородная атмосфера этого места, источавшего аромат веков, пришлась по душе нашим заказчикам, безусловно, им хотелось поскорее возродить старую усадьбу и вместе с тем обустроить ее по-современному комфортно.

Итак, стиль избран - русская классическая усадьба. Вспомним, что садово-парковое искусство России ХVIII - начала ХIХ в. развивалось под влиянием итальянского ренессанса, барокко и французского классицизма. Парадная часть русских поместий всегда решалась в регулярном стиле, в то время как основная часть парка обустраивалась в пейзажном ключе. Поскольку такой проектировочный подход представляется вполне допустимым и для современной усадьбы (разумеется, в том случае, если площадь участка позволяет), мы решили следовать ему.

Удачно, что архитектура нового дома поддерживала стилистическое единство проекта всей усадьбы: это высокое, светлое, отделанное желтым туфом здание, с открытой террасой, опоясывающей дом, спроектировано в классических традициях, при этом в его декоре отчетливо чувствуется влияние архитектуры юга Франции и Италии.

Разрабатывая концепцию парка, мы решили в своей работе опираться сразу на несколько тенденций, характерных для отечественного паркостроения. Конечно же, хотелось, чтобы в полный голос прозвучали романтические мотивы XVIII века, трактующие рукотворный пейзаж как театральную декорацию. Однако за романтическим флером должен скрываться современный подход к освоению территории, учитывающий, в частности, реальную геодезическую ситуацию на участке. (Нам, например, пришлось максимально использовать такие особенности рельефа, как значительный, на 6 м, перепад высот.) Сам же сад, как и в те старые времена, когда в оранжереях растили персики и клубнику к обеду и это не казалось невидалью, должен представлять собой богатую коллекцию растений.

Известно, что в русских усадьбах охотно использовали скульптуру и малые архитектурные формы: старинные сады изобиловали фонтанами, широкими каменными скамьями и постаментами с латинскими изречениями, классической греческой скульптурой, урнами и вазонами. Разумеется, мы не могли проигнорировать эту примечательную особенность, поэтому классические садовые украшения органично дополнили садовый пейзаж, став такой же узнаваемой чертой, как и традиционные усадебные элементы: каскад, партер, руины, зеленной огород.

Широкая парадная лестница соединяет сад с приподнятой, примыкающей к дому широкой террасой с невысоким парапетом. В летнее время терраса превращается в жилую комнату на открытом воздухе. Терраса украшена композициями из растений в итальянских терракотовых горшках, которые прекрасно гармонируют с окружением по стилю и цвету. Изысканную тосканскую терракоту отличают не только неподражаемые рельефные узоры в виде фруктовых гирлянд, но и характерный темнорыжий цвет поверхности со следами проступивших после обжига солей. Зеленое кружево листвы, тонкий аромат плетистых роз, увивших стены террасы, игра света и теней создают чарующую колдовскую атмосферу. Два самшита, стриженных в форме конусов, обрамляют входную дверь, внося в общее оформление нотку строгости и торжественности. Высокие застекленные двери и окна первого этажа позволяют визуально соединить внутренние покои с террасой и садом.

Партер, самая, пожалуй, эффектная часть сада, разбит с северной стороны дома. Расходящиеся амфитеатром полукруглые террасы с изумрудным низко стриженым газоном отделены друг от друга невысокой подпорной стенкой из темного бутового камня. По периметру партера высажена стриженая живая изгородь из бирючины. (Для придания строгости партерной части в качестве живой изгороди была выбрана именно бирючина, поскольку она сохраняет темно-зеленую окраску до конца вегетационного периода, то есть даже в ту пору, когда осенняя листва окрашивается в фантастически яркие тона.) За низкой живой изгородью следует полукруг из лип, образующих третий ярус насаждений - задний план сцены.

Дорожки из плитняка лучами расходятся от небольшой полукруглой площадки с "утопленным" в ней фонтаном, разделяя партер на четыре части. Декоративная каменная ваза установлена в конце центральной дорожки, две другие проводят вас к руинам и гроту, в котором расположен винный погреб, а на крыше устроен садик из суккулентов. Со временем грот оплетут лианы, а пока его украшают контейнеры с плющом.

Белоснежные скамьи в саду, выполненные из чугуна и камня, как и изысканные вазы из мраморной крошки, украшенные ампельными геранями, становятся теми необходимыми акцентами, которые еще более выигрышно смотрятся на фоне темной зелени хвойных растений.

Первые русские пейзажные парки формировались в эпоху господства романтизма, который вносил во все произведения нотки печали и даже трагизма. В садово-парковом строительстве той эпохи излюбленными элементами стали руины, гроты, одинокие скамьи под плакучими кронами, чей красноречиво поникший вид усиливал желаемое впечатление. Вот и в нашем саду появился подобный романтический уголок. Увитые розами развалины, выполненные из старого кирпича, пристенный итальянский фонтан, каменная скамья, ручей - вот элементы, позволившие воспроизвести атмосферу эпохи Жуковского и Карамзина...

Реверансом в сторону современности на первый взгляд кажется японский садик… однако выясняется, что и этот элемент отдает дань русскому обычаю коллекционировать иноземные диковины: китайская или японская комната в доме, замысловатая пагода в саду - распространенные атрибуты дворянских усадеб.

Круглый декоративный огород устроен недалеко от кухни. Здесь выращиваются не только овощные, пряные и лекарственные растения, но и летники, расцветившие огородик яркими красками. Сочетание красоты и пользы - обычай, уходящий своими корнями в далекое прошлое.

Как мы уже упоминали, собирать богатые коллекции растений - в традиции усадебного садоводства. Тем не менее есть одно важное условие - никакой экзотики! Во всяком случае такой, которая была известна в прошлом веке. Поэтому экзотов на участке не так уж много и все они сосредоточены в парадной зоне, а вот в пейзажной части для создания достоверного облика старого парка старались использовать растения местной флоры: живучку ползучую, папоротники, ландыши, медуницы. В самых затененных уголках сада высажены растения с пестро окрашенной листвой - зеленчук, виды хост, сныть. Яркие вспышки соцветий астильбы раскрашивают эту часть парка в середине лета.

В партерных посадках преобладают растения с темно-зеленой фактурной листвой: хосты, рододендроны, самшит, бирючина. Акцентами декоративных композиций становятся экземпляры с необычной формой кроны - шаровидной, колонновидной и др. Введение в небольшом количестве растений бело-зеленой гаммы придает композициям дополнительную элегантность.

Мария ВЕЛИКОТНАЯ

Источник.